Проспект Независимости (белор. Праспект Незалежнасці) — основная магистраль Минска, пересекающая его от центра на северо-восток. Длина проспекта — около пятнадцати км.
История
Главная магистральная улица Минска ведёт свою историю с весны года, когда начали трассировку новой улицы — Захарьевской, которая много раз будет менять названия, а сегодня именуется проспектом Независимости. В ту пору она планировалась как объездная магистраль для разгрузки центра города. События, предшествующие строительству главного проспекта белорусской столицы, начались в году, когда был принят первый в истории Минска градостроительный план. Зиму — годов минский губернатор Захарий Яковлевич Корнеев (первый гражданский губернатор Минска и Минской губернии) провёл в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошёл снег, на старые земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-сапёры.
Новая Захарьевская улица, которую назвали в честь губернатора, задумывалась как магистраль в обход старой части города — района Замчища и нынешней площади Свободы.
Военно-политическая обстановка требовала прямизны пути и увеличения скорости движения. В году центральная часть Белоруссии вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было учреждено Минское наместничество затем преобразованное в губернию. Город лежал на тракте Москва — Варшава, движение по которому усиливалось год от года.
С , после оккупации города французскими войсками, улица переименована в «Новый город». , после вступления в город русских войск, название Захарьевская было возвращено.
Во время немецкой оккупации года — Гауптштрассе. В улица была переименована в Советскую, при польской оккупации (— годов) — в улицу Адама Мицкевича, с года — снова в Советскую. Проспект также включал Борисовский тракт (в году переименованный в Пушкинскую улицу).
В году здесь была пущена конка, в году — рейсовый автобус, в году — трамвай, в году — троллейбус. Первые два таксомотора марки «Форд Т» появились в году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Центральной площади.
Ближе к концу 1930-х годов участок улицы Советской, от нынешней площади Якуба Колоса до Сельскохозяйственной Выставки (ныне парк Челюскинцев), был назван в честь Пушкина.
Статус проспекта Советская улица приобрела в .
В году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в году — в проспект Независимости.
Площади
На всем протяжении проспекта Независимости расположено несколько площадей (упорядочены по расположению с востока на запад):
- площадь Калинина
- площадь Якуба Коласа
- площадь Победы
- Октябрьская площадь
- площадь Независимости
Примечательные здания и сооружения
- 15-й корпус БНТУ
- Художественные панно на высотных зданиях микрорайона «Восток»
- Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
- Национальная библиотека Беларуси
- Детская железная дорога
- Центральный ботанический сад
- Национальная академия наук Беларуси
- Белорусская государственная филармония
- Монумент Победы на площади Победы
- Белорусский государственный цирк
- Гимназия № 23
- Дворец культуры профсоюзов
- Дворец Республики
- Здание церковно-археологического музея
- Кинотеатр «Центральный»
Общественный транспорт
Практически вдоль всего проспекта Независимости проходит Московская линия Минского метрополитена, а в начальной и центральной его частях — автобусный маршрут № 100 (минчане называют его «сотка»). В районе Национальной библиотеки и Уручья ходят троллейбусы. На нескольких участках есть выделенная полоса для общественного транспорта.
Мосты и путепроводы
С запада на восток:
- над улицей Толстого, железнодорожными и трамвайными путями, улицей Бобруйской;
- через реку Свислочь;
- над улицей Филимонова;
- над МКАД;
- над автомобильной дорогой в районе улиц Шафарнянской и Руссиянова;
- над автомобильной дорогой в районе улиц Острошицкой и Стариновской;
- над улицей Рогачёвской