Могилёв на неделю стал столицей театрального искусства. Международный молодёжный форум «М@rt.контакт» в году отмечает первую круглую дату — 10 лет. Возраст фестиваля скромный, но он уже успел себя зарекомендовать как отличная площадка для молодых театралов, где есть место и время творческому эксперименту и поиску. И для многих начинающих режиссёров и актёров «М@rt.контакт» — своего рода профессиональная ступенька.
Один из идейных вдохновителей форума — директор Могилёвского областного драматического театра Андрей Новиков — не скрывает, что формат выбран удачно: для молодёжи, о молодёжи и с участием молодёжи. «Наш фестиваль состоит из двух главных составляющих: это афиша, включающая насыщенную и разнообразную программу, и атмосфера камерности и доброжелательности, которая царит на проекте. Этим, в основном, и определяется интерес к форуму театральных критиков, деятелей искусства, молодых режиссёров и актёров, зрителя».
В программе — 20 спектаклей театров из девяти стран (Беларусь, Россия, Польша, Литва, Молдова, Болгария, Армения, Украина, Германия). За кулисами — мастер-классы профессионалов для молодых, встречи с режиссерами и актёрами. В роли педагогов выступят Заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Григорий Козлов, актёр театра и кино из Минска Андрей Бибиков.
«М@rt.контакт» для творческой молодёжи — это ещё и творческая лаборатория. Традиционно каждый день участники форума будут собираться для обсуждения того или иного спектакля. Любые мнения — даже очень спорные — приветствуются. Такой подход ценен с точки зрения профессионального роста.
В специальной программе заявлен интересный проект: всю театральную неделю молодой белорусский драматург, режиссёр и актёр Сергей Анцелевич собирается работать с молодыми могилёвскими актёрами над эскизом к спектаклю «Даты» своей одноимённой пьесе. В финале результаты творческого мозгового штурма представят и зрителям, и критикам.
Интересна и другая сторона «М@rt.контакта», культурного проекта, укрепившегося не только с творческой, но и с коммерческой стороны. Если 5 лет назад устроители продавали по две тысячи билетов, то теперь — четыре с половиной тысячи. Поэтому совершенно не случайно форум шагнул за пределы одной лишь сцены Могилёвского областного драматического театра, на которой родился. И в этом году больше стало задействованных площадок: сцены театра кукол, Концертного зала «Могилёв», а один из спектаклей — «Жизнь за царя» в постановке труппы «Театро ди Капуа» из Санкт-Петербурга — покажут в экспозиционном зале «Могилёв губернский», в музее этнографии. Нетривиальная задумка: интерьеры музейного зала станут декорациями спектакля.
Самоокупаемость «М@rt.контакта» держится на уровне 50 процентов. Цена на билеты варьируется от 100 до 300 тысяч белорусских рублей (BYR), то есть вполне доступна. И зритель голосует рублем — за две недели до старта форума билетов на большинство постановок уже не было. Хотя на эту тему есть нелестные отклики некоторых театралов: мол, «М@rt.контакт», расселившись по площадкам, притянул в свою программу больше так называемых попсовых спектаклей. Но «попсовость» спектакля не означает его некачественность — просто театральный язык в такой постановке проще.
С другой стороны, фестиваль ушёл и от сумасшедшего экспериментального андеграунда, когда даже профессионалу было сложно разобраться в трактовке того или иного произведения. Творческий портфель форума — это спектакли в разных жанрах. «М@rt.контакт» порадует зрителей мюзиклом и современным балетом, классической драмой и модным ныне форматом — моноспектаклем. Оценить программу может и искушённый зритель: представлена, к примеру, интересная постановка «Иллюзии» Центра экспериментальной режиссуры БГАИ, «Васса» Ведогонь-театра из Москвы, «История ботинок» Клайпедского молодёжного театра, «В маленькой усадьбе» Могилёвского областного драмтеатра. В этом же ряду стоит «Шинель» театра «Кредо» из болгарской Софии — титулованная постановка, в копилке которой больше 150 наград различных мировых театральных фестивалей.
Одно из нововведений юбилейного форума — отказ от судейства. Профессиональное жюри оценивало постановки все предыдущие фестивали, но в году от судейства ушли, потому что качество спектаклей, привозимых в Могилёв, заметно повысилось. Да физически жюри сложно посмотреть все постановки, которые идут на нескольких площадках одновременно.
По материалам газеты «Беларусь сегодня»