Улица Якуба Коласа — улица в Минске, названная в честь белорусского советского писателя и поэта Якуба Коласа.
Расположение
Начинается от площади Якуба Коласа (после улицы Красной) и заканчивается пересечением с улицей Волгоградской (продолжаясь Логойским трактом). До пересечения с улицей Сурганова относится к Советскому району, а далее по всей протяжённости улицы проходит граница между Советским (по левой стороне) и Первомайским (по правой стороне) районами.
Ширина 30 м.
История
Ранее улица входила в Логойский тракт. В году, часть Логойского тракта, от площади Якуба Коласа и до ул. Волгоградской (на месте которой тогда было кукурузное поле), была переименована в честь белорусского поэта Якуба Коласа.
В г. после реконструкции и благоустройства открыт сквер (начинается от переулка Я.Коласа и заканчивается возле ул. Сурганова), построен молодёжно-развлекательный центр «Айсберг».
B г. от перекрёстка с ул. Дорошевича, до перекрёстка с ул. Белинского КУП «Минсктранс» произвело ремонт трамвайного полотна протяжённостью 1,2 километра по новой технологии. Убрано старое трамвайное полотно, вырыт котлован для нового, в котором устроена «подушка» из щебня и цементного раствора, на которую укладывается специальная арматура. После установки опалубки залита плита из высокомарочного бетона. При этой технологии деревянные шпалы не используются. В бетоне проделаны углубления для укладки рельсов, которые закрепят специальным составом. Главная особенность этого способа заключается в способности поглощать шум и вибрацию. Трамвайное полотно, уложенное по такой технологии, долговечно: оно может эксплуатироваться без ремонта до 30 лет, а сам материал обладает высокими изоляционными свойствами, устойчив к воздействию агрессивной среды.
Самое старое здание
Самое старое сохранившееся здание — дом № 10, построенный в — гг. Этот дом — одно из немногих уцелевших кирпичных зданий Минска, возведённых до Великой Отечественной войны. После войны дом сохранился с небольшими повреждениями: в крышу попал снаряд. В г. дом был восстановлен, кровлю отремонтировали немецкие военнопленные. Во время проведения земляных работ возле дома обнажился фундамент, и на одном из кирпичей можно было прочитать слово «Менск».
Дом стоит на пересечении улиц Я. Коласа и Дорошевича. Ранее здесь Логойский тракт соединялся с улицей Вторая 6-я линия. В доме ранее были изразцовые печи, которые после войны не делали. Дом двухэтажный, с высокими потолками, большими окнами, дощатыми полами. Раньше дом принадлежал Народному художнику СССР, Герою Беларуси Михаилу Савицкому.
Что располагалось ранее
Ранее улица (ещё будучи Логойским трактом) начиналась от обширного болота, называемое «Комаровское болото», на месте которого позже появилась площадь Якуба Коласа, а в конце улицы были обширные кукурузные поля, засеянные при Хрущёве. В 1930-х гг. началось формирование Комаровской площади (сегодня площадь Якуба Коласа). Была проведена реконструкция так называемого места «Комаровские вилы» (слияние бывших Логойского и Борисовского трактов) и было начато возведение Института физкультуры, открытого в году.
Во время Великой Отечественной войны в районе комплекса зданий войсковых частей 03940, 07147 и 45017, что находится вдоль улицы Якуба Коласа между улицами Калинина и Белинского (ул. Белинского, д. 11), располагался один из фашистских концентрационных лагерей на территории Минска, называемый «Красные Казармы». Он был вторым, построенным в Минске (первый располагался возле деревни Дрозды, где ныне — территория птицефабрики). Захоронения уничтоженных там людей велись как в самом концлагере, так и на прилегающих к нему территориях.
А на месте сегодняшней гимназии № 8, во время войны, располагался в подвале военный госпиталь.
В здании по ул. Я. Коласа, 2 (здание г., оно же по проспекту Независимости, 49) располагался институт физкультуры.
Ещё в 1950-х годах на улице было достаточно много деревянных домов. Последний деревянный дом был снесён в середине 1980-х годов. Это был двухэтажный квартирный дом во дворе дома № 30. При строительстве детской площадки во дворе этого дома можно было увидеть ещё остатки фундамента снесённого дома.
На месте молодёжно-развлекательнго центра «Айсберг» (д. 37), ранее находилось кафе и уличный пивбар «Криница».
В здании дома № 45 корп.1 ранее размещались кассы Аэрофлота.
Транспорт
По всей улице проходят минские трамвайные маршруты № 1, 5, 6, 11.
Здания
Основная застройка — сталинки и хрущёвки.