Государственный центральный музей кино — российское государственное учреждение, занимающееся активной просветительской и научной деятельностью в области истории и теории кино. Основан в на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. С момента открытия и до Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России на протяжении всей истории её развития, проводились регулярные показы шедевров мирового кино, лекции киноведов, философов, критиков, режиссёров, фестивали российского и зарубежного кино, семинары по теоретическим проблемам кинематографа.
С конца года музей не имел собственного помещения, фонды Музея кино располагались на территории киностудии «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы.
Директор Центрального музея кино до — Наум Клейман, после — Лариса Солоницына.
В октябре года музей вновь открыт для посетителей в павильоне № 36 на ВДНХ.
История создания
Отечественный Музей кино имеет долгую предысторию — идея сохранять произведения кинематографа и предметы, связанные с его историей, высказывалась деятелями ещё дореволюционного российского кино. В по итогам доклада заведовавшего Всероссийским Фотокинематографическим Отделом Григория Болтянского Государственным учёным советом Наркомпроса была предпринята первая попытка организации киномузея, окончившаяся принятием постановления. Но уже летом года Григорий Болтянский, возглавлявший теперь Кинокабинет в Государственной академии художественных наук (ГАХН), добился организации музея — решения Худсовета Главнауки, согласно которому учреждался оргкомитет с участием представителей всех относящихся к кинопроизводству госструктур.
За несколько лет в помещениях ГАХН на Пречистенке, 32 было собрано: несколько сот фильмов (лучших дореволюционных, иностранных и советских), 3000 образцов киноплакатов, кино-библиотека редких книг, автографы и письма деятелей русского кино первых лет и другие документы, историческая киноаппаратура.
Однако, в году Академию упразднили, и собранные усилиями Болтянского материалы частично разошлись по разным архивам (коллекция фильмов была передана в фильмотеку Государственного института кинематографии), частично пропали.
В году по ходатайству Сергея Эйзенштейна в Институте истории искусств Академии наук СССР был учреждён Сектор истории кино, а в году — киноархив «Госфильмофонд СССР», создание же полноценного музея вновь было отложено на неопределённое время.
В году при Союзе кинематографистов СССР возникло находящееся в прямом подчинении подразделение — Всесоюзное Бюро пропаганды советского киноискусства (ВБПСК), созданное для организации фестивалей, встреч кинематографистов со зрителями и другой просветительской работы, изданий печатной продукции (заведующий — Наум Клейман). Правление Союза кинематографистов СССР организовало музейную комиссию под руководством режиссёров Леонида Трауберга и Сергея Юткевича. Из-за нужд в кинолектории Союза кинематографистов СССР, а заодно и киномузея в году началось проектирование здания киноцентра на месте Краснопресненских бань (снос был завершён только к Олимпиаде-). Проект много раз пересматривался, в печати на страницах «Советского экрана» 1970-х годов шли оживлённые дискуссии и дебаты о том, каким киноцентру быть, но первоочередность размещения в нём Центрального кинолектория Союза кинематографистов СССР и Музея кино всегда сохранялась. К строительству здания между улицами Красная Пресня и Заморёнова приступили лишь в 1980-х годах на выделенные Союзом собственные средства, при этом киноцентр решили объединить в единый ансамбль с венгерским торговым представительством, возведённом в году.
В
Рождение Центрального музея кино совпало со 100-летием Чарлза Спенсера Чаплина, и леди Уна Чаплин совместно с фирмой «Баблз» подарила Музею фильм «Великий Диктатор» (
В связи с акционированием «Киноцентра» в
Деятельность
Три основных вида деятельности Музея кино:
Коллекции и выставки
В состав коллекции Музея кино входят:
- Изобразительный фонд (эскизы декораций, костюмов, персонажей, раскадровки, экспликации, эскизные наброски, зарисовки натуры, реквизита и типажей, архитектурные разработки, планировки декораций и прочие материалы, отражающие работу художников кино);
- Фонд анимации (раскадровки, эскизы сцен, персонажей, декораций, кукол, перекладки, а также графические оригинал-макеты диафильмов, созданных на студии «Диафильм» в 1960-е — 1980-е годы);
- Фототека — самое большое по объёму собрание Музея кино. В нём представлены негативы на плёнке и на стекле (оригиналы и дубль-негативы), авторское и рекламное фото, слайды и открытки, срезки кинокадров, вошедших и не включённых в монтаж фильма, а также срезки и фотографии несохранившихся фильмов;
- Фонд киноплакатов и афиш (отечественные и зарубежные плакаты и афиши к фильмам, пригласительные билеты, программы творческих вечеров кинематографистов и другая рекламная продукция, начиная с 1900-х годов).
- Рукописный фонд (более 20 тыс. единиц хранения — архивы киноорганизаций и личные архивы кинематографистов, переданных в дар, либо купленных музеем у фондодержателей);
- Фонд редкой книги (более 2 тыс. единиц хранения, включает фонд редкой книги и научную библиотеку);
- Предметно-мемориальный фонд (предметная среда кинематографа на протяжении всей его истории: докинематографическая техника, кино- звуко- и светотехника, аппаратура для монтажа, предметы реквизита, костюмы, макеты декораций и макеты для комбинированных съёмок, а также вещи, принадлежавшие известным кинематографистам).
Синематека
Наиболее востребованный вид деятельности Музея кино — кинопоказы картин, оставивших след в развитии киноискусства, — как классических шедевров мирового кинематографа, так и популярнейших лент прошлого, и экспериментальных работ, а также наиболее интересных в художественном отношении современных фильмов.
Образовательная программа «Век кино» знакомит зрителя с развитием художественных направлений и школ в истории киноискусства. В период с
Музей активно участвует в международной культурной деятельности, сотрудничая с зарубежными культурными организациями, посольствами, что позволяет организовывать уникальные программы японского, итальянского, немецкого, чешского, польского, финского кино и кино других стран мира. Ежегодно проводятся показы фестиваля современного итальянского кино «N.I.C.E.».
С
В