Детское кино — фильмы, предназначенные как для просмотра детьми, так и для более широкой аудитории. Создатели детских фильмов обращаются к темам, прямо связанным с жизнью детей, с их интересами и мечтами, ставят проблемы и выражают идеи, наиболее им понятные.
Детские фильмы могут быть разными по жанру: художественными, мультипликационными, документальными, научно-популярнымимогут быть разными по жанру: художественными, мультипликационными, документальными, научно-популярными.
Детское кино в различных странах
Германия
В Германии 1930-х — первой половины 1940-х годов детским фильмам также уделялось внимание с идеологической точки зрения — против коммунизма, за национал-социализм. Один из первых фильмов такого рода — «Юный гитлеровец Квекс» года — посвящён противостоянию отца-коммуниста и его сына, сочувствующего нацистам.
После краха гитлеровского режима в году появились две Германии — западная (капиталистическая) и восточная (социалистическая), и, соответственно, два кинематографа. Несмотря на известный антагонизм капиталистической и социалистической систем, задачей как западногерманского, так и восточногерманского кинематографа стала денацификация.
СССР и Россия
Детским фильмам в СССР уделялось большое внимание. Одними из главных действующих героев идеологизированных игровых советских фильмов были октябрята, пионеры и сочувствующие им ребята: «В Советском Союзе Д. ф. является одним из средств коммунистического воспитания младшего поколения, его художественного и культурного развития». Соответственно, детский кинематограф в СССР был основан на методе социалистического реализма.
Ранней советской кинокартиной, пользовавшейся большой популярностью у публики, был немой фильм года «Красные дьяволята», где интернациональный детский отряд — Миша, Дуняша и чернокожий акробат Том борются с людьми батьки Махно. Затем была снята ещё серия фильмов о приключениях этих ребят — «Савур-могила» и другие.
В году на студии «Межрабпом-Русь» выпущен фильм «Дитя Госцирка», где шестилетний Гриша Калабухов мечтает стать октябрёнком.
Посвящались фильмы актуальной в то время теме ликвидации беспризорности в СССР: в Киеве и в Москве состоялась премьера фильма «Беспризорные».
В году в Москве была основана киностудия для производства детских фильмов — «Союздетфильм», которая, под другим названием, работает до сих пор. Один из снятых на этой киностудии в году фильмов — «Белеет парус одинокий», повествовал о босяке Гаврике и сыне учителя Пете, принимавших участие в революционных событиях в Одессе года. Детские фильмы снимались не только на студии «Союздетфильм», но и на других. Например, художественно-мультипликационный фильм года «Золотой ключик» снят на киностудии «Мосфильм».
Выпускались и политически-нейтральные фильмы: сказки — «По щучьему веленью» (), Василиса Прекрасная (), «Конёк-Горбунок» (), приключенческие — «Остров сокровищ» () и другие. Некоторые фильмы являлись стимулом детской и юношеской активности. Например, после выхода фильма «Тимур и его команда» ( год) в СССР возникло движение тимуровцев.
С года по инициативе Московского детского фонда 8 января отмечается День детского кино.
Китай
Жанр детского кино в Китае часто пересекается с жанрами комедии и сказки (англ. fantasy). До года, когда была основана Китайская детская киностудия, фильмы для детей выпускали обычные киностудии, при этом на ранней стадии китайского кино жизни детей посвящалось очень мало фильмов. Среди них — короткометражная лента «Пострелёнок» (англ. The Urchin), снятая в году режиссёром Дань Дуюем.
Детские фильмы в основном рассказывали о социальных проблемах юного поколения. Например, картина «Потерянные овечки» (англ. Lost Lambs) режиссёра Цай Чушэна () повествовала о детях-сиротах, скитавшихся по улицам Шанхая, пока их не приютил старый слуга богатого дома. Идея этого фильма возникла у Цай Чушэна после просмотра советской картины о беспризорниках — «Путёвка в жизнь» режиссёра Николая Экка, которая демонстрировалась в Шанхае в году и получила признание как у публики, так и у критики, так что Цай Чушэн решил снять что-то подобное. Цай Чушэн искал ответ на вопрос: являются ли такие дети будущим общества, или же преступной угрозой ему. В своих воспоминаниях режиссёр отмечал, что в этом фильме он старался показать недостатки социальной системы общества, целью которой должна быть защита и воспитание брошенных бездомных детей. Фильм, хотя и имел счастливый конец, оказался достаточно мрачным. Более оптимистичной была картина режиссёра Ян Сяочжуна, снятая в то же время, которая называлась «Девочка-сирота» (англ. Little Orphan Girl). Картина сочетает в себе романтический образ сиротки с более реалистичным описанием её жизни на улице. В конце концов девочка находит в себе силы порвать отношения с шайкой шанхайских воров, членом которой она была, и обрести счастье в приёмной семье доктора.
Другим известным детским фильмом этого периода была лента года режиссёров Чжао Мина и Янь Гуна, снятая по мотивам популярного комикса (маньхуа) автора Чжан Лэпина «Уличная сиротка» (или «Скитания Саньмао»). Главный герой этого фильма впоследствии играл ещё в нескольких фильмах из серии о «Саньмао». С годами тема маленького бродяжки Саньмао развивалась, так что в результате он проделал путь от безыдейного беспризорника до сознательного помощника в делах Коммунистической партии Китая (КПК).
В общем, несмотря на серьёзные социальные темы, фильмы «Потерянные овечки» и «Скитания Саньмао» проникнуты юмором и оптимизмом, что послужило основой для создания последующих детских фильмов.
Япония
В Японии с первой половины 1990-х годов проводится единственный во всей стране ежегодный Международный фестиваль детских фильмов «КИНЕКО». Его особенностью является показ фильмов со всего мира для аудитории детей от одного года до подростков, при этом фильмы должны быть представлены в форме «живого кино» (англ. Live Cinema), то есть, записей различных представлений с непосредственным озвучиванием, например, спектаклей, концертных выступлений.
СГА
Перед Второй мировой войной компания Уолта Диснея создала мультипликационный вариант «Сказок братьев Гримм», начиная с фильма года «Белоснежка и семь гномов». Непосредственно перед и в начале Второй мировой войны в СГА вышло 3 значительных семейных фильма. Это уже упомянутая «Белоснежка…» Диснея, мультфильм года «Путешествия Гулливера» студии Флейшера, и диснеевский мультфильм года «Пиноккио», представляющие собой весьма вольные переложения литературных источников.
Во время войны Дисней продолжил работу, выпустив в году полнометражный мультфильм «Фантазия» для просмотра всей семьёй, и в году — мультфильм «Дамбо».
После войны Дисней продолжил выпускать анимированные фильмы, которые можно классифицировать как «семейные». Согласно Войцику, наиболее значительными игровыми адаптациями детской литературы после Второй мировой войны были художественный фильм года Дневник Анны Франк режиссёра Джорджа Стивенса, фильм по роману «Остров сокровищ», снятый режиссёром Байроном Хэскином в году и художественный фильм «Хайди» (Швейцария) итальянского режиссёра Луиджи Коменчини, снятый в году.