Ревю — одна из разновидностей музыкального театра или тип многоактных зрелищных театральных представлений, в которых сочетаются музыка, танцы и скетчи.
Ревю зародилось в XIX веке, получив развитие из популярных увеселительных и мелодраматических представлений. Окончательно жанровые особенности сформировались в период расцвета ревю в — гг.
Подобно оперетте и мюзиклу, ревю соединяет музыку, танец и обмен репликами между актёрами в цельное сценическое представление, но отличается от этих жанров отсутствием единой сюжетной линии в постановке. Чаще всего ревю посвящено определенной теме: текущему событию, модному литературному произведению, публичному лицу, рассматриваемому в сатирическом ключе. Содержание ревю представляет собой сменяющие друг друга номера сольных исполнителей и танцевальных ансамблей, иллюстрирующих заданную тему. Жанр ревю близок к варьете, к американскому водевилю и кабаре. Музыке в ревю не отводится ведущая роль, хотя и были отдельно взятые номера — популярные эстрадные песни и танцы, которые впоследствии начинали «жить» самостоятельно.
Высокая цена билетов, вульгарность рекламных кампаний и эксплуатация сексапильных мотивов в шоу сформировали постоянную публику ревю из более обеспеченной и менее сдерживаемой моральными устоями части общества, чем их современники, ставшие аудиторией водевилей. Как и для многих развлекательных жанров эпохи, для ревю было характерно затрагивание злободневных для общества вопросов, при этом внешней формой для преподнесения даже глубокого содержания служили грубость и откровенная демонстрация женского тела.
История
Ревю как театральное искусство развилось в конце XIX века в Париже из представлений кабаре («Чёрный кот», «Фоли-Бержер», «Мулен-Руж») и достигло своей вершины в 1920-х годах.
Первыми примитивными ревю можно считать ярмарочные предновогодние представления в Париже 1850-х годов, на которых актрисы, переодетые в комическую военную форму, пародировали нравы, царившие во французской армии. Парижская оперетта впитала эти народные элементы (как это видно из «Die Großherzogin von Gerolstein ()» Жака Оффенбаха). Первым состоявшимся ревю считается проведённая в году в Фоли-Бержер инсценировка «Площадь молодёжи» («Place aux Jeunes»). Начиная с года ревю становится постоянной частью программы в Мулен-Руж. С наступлением XX века этот жанр распространяется по всей Европе.
В СГА ревю было впервые поставлено в году («Безумства Зигфелда»). Вскоре после этого оно стало самым популярным развлекательным шоу в Бродвейских театрах. В Германии известнейшим ревю-театром был берлинский Большой театр (ныне Фридрихштадтпаласт). Кроме участвующих певцов, актёров, комиков, акробатов и танцоров значительную роль в успехе представления играли художественное и техническое оснащение сцены, костюмы, маски и т. п. В 1920-е годы появляется политическое ревю — «Красная суматоха» («Revue Roter Rummel») Эрвина Пискатора, нашедшее многочисленных поклонников.
В 1930-х годах интерес публики к ревю как к жанру снижается. К этому времени появляются фильмы-ревю, в связи с чем желающие могут посмотреть эти представления не только в театре, но и в кино. С появлением телевидения начинается транслирование ревю. В настоящее время ревю можно увидеть, например, в Европе на таких традиционных варьете-сценах, как «Лидо», «Фоли-Бержер», «Мулен Руж», «Фридрихштадтпаласт» и т. д., в Америке в шоу-театрах Лас-Вегаса. Во время позднейшей фазы развития этого жанра в Венской оперетте было поставлено Венское ревю на льду.