Театр детей для взрослых

Вероника Молокова

6 мая на малой сцене Республиканского театра белорусской драматургии прошёл премьерный показ спектакля «Планета детей». Постановка — своеобразный творческий эксперимент Евгения Исаченко и Анны Мишутиной, преподавателей Минской киношколы-студии, который они провели для совершенствования профессиональных навыков своих учеников, юных слушателей курсов актёрского мастерства. И хотя герои спектакля — дети и подростки, детским его назвать трудно. Хотя бы потому, что жанр работы обозначен как остросоциальная драма.

«Планета детей» умещается в небольшом минском дворе, где местные подростки учатся танцевать брейк-данс, играют на гитаре, болтают о жизни, пинают мяч. С другой стороны — это мир несчастных детей: у них сложные взаимоотношения с родителями. С пьющим отцом, который появляется в жизни сына раз в полгода. С истеричкой-матерью, которая думает только о деньгах. С родителями, у которых одна забота: чтобы дочь окружали «правильные» люди. Дети задаются вопросом: а нужны ли вообще такие родители? И приходят к выводу, что нужны. Но не так…

Каждая история — как рассказ из реальной жизни: чья-то младшая сестра или парень из подъезда напротив. Герои играют сами себя и говорят на своём языке. Вечная тема «отцов и детей» показана не в одном отдельно взятом случае, а панорамно. Маленькая Настя просто не понимает, почему мамы никогда нет дома. Кристина чуть постарше: её родители в разводе, но она хочет, чтобы папа жил с ними, а не задаривал из-за океана американскими подарками. Илья ещё старше. Его мама по часам приносит во двор парные котлетки, у всех на глазах пытается накормить сына или вытереть ему нос, а потом возвращается к своим сковородкам и сериалам. Никите двенадцать, он пытается наладить отношения с отцом, хотя тот не живет с семьёй. Алесе четырнадцать, она старается слушаться своих родителей, пока в её жизнь не приходит первая любовь.

Помимо взаимоотношений с родителями и первой любви, герои пытаются разобраться в том, что такое дружба, зависть, взаимопомощь, самостоятельность выбора, разница между бедными и богатыми…
Минималистичная сценография — столы да лавочки — не мешает «переходам» героев из кухни во двор и обратно. Многоплановость действия подчёркнута степенью освоенности сценического пространства: даже из-за кулис слышны разговоры мам и пап, звон посуды.

Хочется верить, что у этих детей всё будет хорошо. Так, как они сами загадывают в конце спектакля. Эта трогательная сцена могла стать хэпи-эндом с позитивным многоточием. Но вместо счастливой мечтательной паузы финал оглушает шумом родительской толпы — кричащие, в бигуди, озабоченные тем, что будет завтра…

Добавить комментарий